Мещанский суд Москвы во вторник признал законным решение мирового суда о наложении на зарегистрированную в Лондоне компанию Telegram Messenger LLP (Тelegram) административного штрафа в 800 тысяч рублей за отказ исполнить запрос ФСБ о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей, передает "Интерфакс".
"Постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении Telegram Messenger LLP оставить без изменения, апелляционную жалобу защиты без удовлетворения", - завила судья. Таким образом, решение о штрафе признано вступившим в силу и обязательным для исполнения.
Как сообщает РИА "Новости", в ходе заседания суд отказался привлечь представителя ФСБ и прокурора к рассмотрению жалобы мессенджера, отклонив ходатайство представителя Telegram Рамиля Ахметгалиева, который просил привлечь орган, составивший протокол об административном правонарушении для обеспечения состязательности сторон. Необходимость привлечения представителя надзорного ведомства адвокат объяснил общественным интересом, напомнив, что Telegram может быть заблокирован, что нарушит права более 6 миллионов российских пользователей.
Адвокаты Telegram заявили, что ФСБ вводила суд в заблуждение, и рассказали об отсутствии технической возможности передать спецслужбе ключи шифрования
По словам адвоката Дмитрия Динзе, также представляющего интересы мессенджера, два из шести номеров, по которым ФСБ просила у Telegram ключи шифрования, принадлежат двум фигурантам дела о теракте в метро Санкт-Петербурга.
"Два последних телефона относятся к расследованию уголовного дела террористической направленности, которые расследует Следственный комитет РФ. Эти телефоны принадлежат Аброру и Акраму Азимовым", - сказал адвокат, уточнив, что он также представляет интересы одного из них. По словам Динзе, эти номера не использовались братьями с апреля, поскольку их телефоны были изъяты, а кроме того, они использовали для переписки WhatsApp, а не Telegram.
Таким образом, по словам адвоката, ФСБ "вводила суд в заблуждение просьбой предоставить по этим номерам информацию с июля этого года", поскольку телефоны Азимовых уже давно бездействовали.
В ходе выступления Динзе также пояснил, что Telegram не имеет технической возможности передать спецслужбе ключи шифрования.
"В Telegram есть два чата - секретный и облачный. Ключи шифрования меняются в чатах каждые 100 сообщений или примерно через неделю, при этом расшифровать сообщения в секретном чате не может никто, включая разработчика программного обеспечения, кроме самого отправителя, который может его расшифровать с помощью специального приложения. При этом ключи в нем также постоянно меняются", – заявил адвокат.
Наконец, представители мессенджера заявили, что Тelegram не отреагировал на запрос ФСБ, так как счел его незаконным.
"Порядок направления запроса в иностранную компанию, которая находится за границей, четко регламентирован. Это либо через МИД, либо через прокуратуру, либо путём прямого контакта правоохранительных органов. А тут приходит запрос на почту: "Здравствуйте, а мы хотим". У Telegram были основания сомневаться в законности запроса", - сказал Ахметгалиев.
Помимо этого, адвокаты рассказали, что компания провела проверку безопасности почтового ресурса ФСБ и пришла к выводу о его низкой защищенности, которая не позволяет пересылать ФСБ конфиденциальные данные.
"Электронный почтовый адрес ФСБ является открытым. Имеется возможность перехватить на промежуточных узлах пересылаемую информацию на указанный ресурс", - отметил Динзе.
Напомним, 27 сентября основатель Telegram Павел Дуров рассказал о полученных компанией извещениях от ФСБ, из которых следовало, что спецслужба составила на Telegram протокол об административном правонарушении, поскольку команда мессенджера не предоставила властям ключи шифрования. Передать их ФСБ сервис обязан, поскольку в конце июня был внесен в реестр организаторов распространения информации.
В связи с неисполнением этого требования компании грозил административный штраф в размере от 800 тысяч до миллиона рублей, и 16 октября мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей. Сразу после этого Дуров объявил, что компания ищет команду юристов для оспаривания решения суда. На его объявление откликнулось около 200 человек, и в итоге основатель мессенджера выбрал "Агору".
Как отмечал юрист организации "Роскомсвобода" Саркис Дарбинян, если оспариваемое решение суда вступит в силу, Роскомнадзор будет вправе направить Telegram предписание о необходимости устранить нарушение, за которое наложен штраф. Если оно не будет исполнено в течение 15 дней, ведомство получает возможность заблокировать мессенджер.
"Это очень долгий процесс. На первом этапе операторы будут ограничивать доступ к доменам мессенджера и сайтам, где его можно скачать. Вторым этапом, я думаю, начнется давление на Google Play и App Store для того, чтобы приложение для российских IP-адресов мгновенно выпиливались. И это, конечно, осложнит возможность установить мессенджер для новых пользователей, особенно для владельцев айфонов. Третье — это самое сложное. Это блокировка технических серверов и включение туда IP-адресов, которые позволяют создавать мосты. Это, соответственно, создание каких-то алгоритмов блокировки на основании DPI по сигнатуре трафика. Уже будут делать так, чтобы мессенджер максимально не отвечал на запросы из России", - сообщил Дарбинян TJ, комментируя решение суда.
Впрочем, не исключено, что эта блокировка не повлияет на работу Telegram в России, поскольку еще летом разработчики мессенджера внедрили в него средства обхода блокировок. Кроме того, в конце сентября Дуров заявил, что давление властей России и Ирана не помешает работе Telegram в этих странах.
8 декабря Telegram подал в Верховный суд России иск о признании недействующим приказа ФСБ РФ, который устанавливает порядок предоставления организаторами распространения информации ключей для дешифровки электронных сообщений пользователей.