Социальная сеть "ВКонтакте" подала в Арбитражный суд Москвы иск к компании Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), требуя обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг.
Как пишет газета "Коммерсант", в распоряжении которой оказалась копия иска, соцсеть недовольна тем, что ее используют в коммерческих целях: на основе информации из открытых профилей пользователей компании оценивают кредитоспособность пользователей и продают эти данные банкам. За нарушение исключительных прав социальная сеть требует взыскать с Double Data и НБКИ по одному рублю.
Согласно иску "ВКонтакте", НБКИ предлагает кредитным организациям сервисы на основе технологий, разработанных Double Data: они позволяют оценить кредитоспособность заемщиков по данным из "ВКонтакте". Как утверждается в исковом заявлении, Double Data извлекает из базы данных пользователей соцсети фамилии, имена, сведения о месте работы и учебы, анкеты друзей, информацию о месте рождения и регионе проживания, фото, а также сведения о частоте посещений страницы и типе устройства. При этом ни "ВКонтакте", ни ее пользователи не давали разрешения на извлечение таких материалов и их использование в коммерческих целях.
Как отметили в пресс-службе компании Mail.ru Group, владеющей "ВКонтакте", технологии, которые использует Double Data, предусматривают создание множества запросов к социальной сети, "что в конечном итоге может негативно повлиять на скорости отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото".
В свою очередь, гендиректор Double Data Максим Гинжук заявил, что считает претензии "ВКонтакте" способом конкурентной борьбы, напомнив, что в прошлом году Mail.ru Group начала инвестировать в big data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков. По словам Гинжука, если пользователь сделал данные открытыми, то это "его право, и никто не должен монополизировать их использование".
Эксперты, к которым обратились журналисты, не смогли вспомнить похожие судебные прецеденты в России, но в других странах имели место подобные истории. Так, в ноябре прошлого года соцсеть Facebook запретила британской страховой компании Admiral Insurance использовать алгоритм анализа личностных качеств владельцев автомобилей на основе их поведения, назвав его "слишком навязчивым".
Как отметили представители Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), "ВКонтакте" подняла важный для интернет-индустрии вопрос, который нуждается в глубочайшей проработке и отраслевом обсуждении.
"Правовые последствия непродуманного решения для индустрии куда серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Это дело может создать юридический прецедент, который способен похоронить в стране множество перспективных big data - решений", - опасаются во ФРИИ.