Вести
 
 
 

Депутаты Госдумы Елена Мизулина от "Справедливой России" и единоросс Ольга Баталина, пострадавшие от оскорблений гей-активиста, серьезно задумались, как заставить блоггеров нести ответственность за публичное оскорбление и клевету в интернет-пространстве. При этом они пока не готовят законодательных мер по борьбе с нецензурной бранью в интернете, а лишь хотят подтолкнуть интернет-сообщество к самостоятельному решению этой проблемы, передает ИТАР-ТАСС.

Баталина, выступая во вторник в Госдуме на круглом столе по теме "Как избежать нецензурной брани в сети Интернет: саморегулирование или правовые ограничения", высказала сожаление, что "все, что говорится и делается в интернете, не попадает под действие законодательства". По ее мнению, все нормы закона, которые применяются в реальной жизни, в том числе ответственность за клевету, должны распространяться и на интернет-пространство. Елена Мизулина поддержала коллегу. "Жизнь в интернете - это реальность для миллиона россиян, поэтому правила, которые действуют в обычной жизни, должны работать и здесь", - заявила парламентарий в беседе с журналистами.

- Уголовное дело за интернет-оскорбление депутатов возбуждено ради прецедента

- Алексеев готов извиниться, но только после Мизулиной

"Сегодня мат практически стал нормой общения в интернете, и в социальных сетях он очень распространен, а ведь пользователями социальных сетей и в целом интернета являются миллионы российских детей", - обозначила проблему парламентарий. Она посетовала, что в жизни употреблять нецензурную лексику при женщинах и детях всегда считалось неприличным, но эти правила интернет-пространством не соблюдаются. "Пора перестать относиться к интернет-пространству как к потусторонней жизни", - процитировала она высказывание британского премьера Дэвида Кэмерона, на днях выступившего за блокировку доступа по умолчанию к порнофильмам в интернете.

Блоггеров хотят призвать к саморегулированию

Пока конкретных законопроектов нет, подчеркнула Мизулина. По ее словам, депутаты для начала хотят посоветоваться с представителями интернет-сообщества, как сделать Сеть безопасной для детей. Однако особых надежд на сознательность блоггеров депутаты не питают: "Государству не пришлось бы принимать законопроект о "черных списках" сайтов, если бы в интернете было развито саморегулирование", уверен глава временной Комиссии Совфеда по развитию информационного общества Руслан Гаттаров.

Он предложил попробовать применять фильтры на школьных компьютерах и в случае успеха убеждать интернет-сообщество распространить их на всю Сеть. "Дорога к "белому" интернету начинается в школах", - поддержал его бывший справедливоросс Алексей Митрофанов и отметил, что мат может в том числе приводить к поножовщине.

Начальник экспертного отдела Российского института культурологии Наталья Крюкова полагает, что проблему мата в Сети нужно решать с помощью саморегулирования, но это не должно означать полного отказа от государственного регулирования. "Держатели Сети не могут выступать в качестве агентов саморегуляции", - уверена она.

Но не все выступили за законодательное урегулирование интернет-брани. Эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций Матвей Алексеев высказал опасение, что слишком активное вмешательство законодателей во Всемирную паутину может привести к весьма плачевным последствиям. "Это сложная система, и буквально каждое движение со стороны Госдумы и законодателей для нас - это холодный пот и седина, потому что рухнуть может все", - сказал он, признав, что в настоящее время "мат отфильтровать в Сети невозможно".

"Бороться с матом в Сети - все равно что уничтожать насекомых ядерным оружием"

Мат в Сети - это 3-5% информации, заявил собравшимся за круглым столом исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов. И вычистить его технически невозможно: "Блокировка может повлиять на целостность системы, потому что нельзя блокировать до бесконечности", - цитирует "Московский комсомолец" замдиректора Департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Арсения Недяка.

Сенаторы опасаются, что попытка заблокировать матершинников по IP-адресу приведет к запрету страниц, не содержащих ничего предосудительного, так как на одном IP может быть до десяти адресов. "С матом в Сети нужно бороться, но не такими способами, это все равно что насекомых уничтожать ядерным оружием, - заявил сенатор Руслан Гаттаров. - Блокировка сайтов должна быть крайним инструментом государства, давайте не доходить до маразма".

В целом депутаты отметили полезность кнопки "пожаловаться модератору", размещенной на некоторых блог-платформах и фотохостингах, а вместо принятия запретительных законов лучше следует обучать родителей, как установить специальные фильтры на домашних компьютерах.

Окончательно опустил законодателей с небес на землю завотделом экспериментальной лексикографии Института русского языка имени Виноградова РАН Анатолий Баранов. Он напомнил, что мат - это "устная традиция: двор, семья, школа". "Товарищи думают, что есть дети, которые не используют такой лексики, увидят ее в Сети и будут ругаться. Но этому нереально научиться в интернете. Лучше бы провести дискуссию о мате в семье, дворе и школе", - призвал эксперт.

Уголовное дело за интернет-оскорбление депутатов возбуждено ради прецедента

А что касается возбужденного накануне уголовного дела против лидера российского ЛГБТ-движения Николая Алексеева, Мизулина назвала этот случай прецедентным. "Мы на него пошли, чтобы и суды, и правоохранительные органы получили реальный опыт", - пояснила она. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статьям "Клевета" и "Оскорбление представителя власти" по обращению в прокуратуру Мизулиной и Баталиной. Обе женщины отмечали, что в последние месяцы Алексеев активно комментировал "антигейский закон" в Twitter, допуская в их адрес грубые и нецензурные высказывания.

"Если уголовное дело будет возбуждено, то мы будем просить о применении наказания в виде обязательных работ в местах, где он не сможет заниматься гей-пропагандой, например, на "труповозке". Только такое наказание его сможет исправить", - заявляла когда-то Мизулина. Алексеев посчитал ее обращение в прокуратуру следствием обиды на предложение включить ее в "список Магнитского", и вообще, по его мнению, такое высказывание выглядит по крайней мере странным.

Мизулина же со своей стороны не видит оскорблений в своих высказываниях об обязательных работах на "труповозке". Она напомнила, что как у стороны потерпевшей у нее с Баталиной есть процессуальные права, в том числе они имеют право высказывать свое мнение относительно возможного наказания. "На мой взгляд, наиболее справедливым наказанием, которое будет являться не только и не столько карой, сколько будет иметь воспитательное воздействие, - это назначение обязательных работ", - заявила Мизулина. В качестве примера возможного наказания она привела общественные работы после рабочего дня не более четырех часов - покраску заборов или уборку улиц, но отметила, что в Москве в этом дефицита нет. Наиболее дефицитными, по ее убеждению, являются как раз трупоперевозка и служба санитарной перевозки.

"При этом (в моих высказываниях) ни одного нет нецензурного слова, даже бранного, в отличие от того, что делал господин Алексеев", - подчеркнула депутат и не исключила, что может пересмотреть свое решение добиваться для него обязательного наказания, если он извинится за свои слова. Однако тут же отметила: "Если бы он не ведал, что миллионы людей пользуются "Твиттером", это все доступно, то его можно было бы извинить". Сточит учесть, что, по мнению Мизулиной, Алексеев "нанес большой урон России, информация перешла на англоязычные сайты, много вранья об этом законе". Она уверена, что гей-активист "организовал акцию дискредитации, оскорбления".

Алексеев готов извиниться, но только после Мизулиной

Николай Алексеев между тем заявляет, что его не привлекали к ответственности по уголовному делу об оскорблении депутата Елены Мизулиной. "По тому делу, что возбуждено, я никем не прохожу, со мной никто не связывался, никто ни к какой ответственности меня не привлекал. К тому же это дело возбуждено не в отношении меня", - заявил он "Интерфаксу".

Что касается извинений, Алексеев заявил, что готов принести их депутату лишь после того, как услышит извинения от нее самой. "Если Мизулина извинится перед ЛГБТ сообществом за все карательные законы, которые она инициировала, и за те заявления, которые спровоцировали волну ненависти к секс-меньшинствам, то я извинюсь перед ней за все, что делал и не делал, но лишь в этом случае", - сказал он. Стоит отметить, что в заявлении СК имя Алексеева действительно не фигурирует. Сообщается лишь, что "в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление лиц, причастных к организации публикации".