Три четверти россиян не знают о существовании мобильного и интернет-банкинга и никогда не пользовались подобными сервисами. Таковы, как сообщает сайт Banki.ru, результаты опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) 12-14 мая 2012 года.
Как рассказала на X Международном форуме института Адама Смита "Розничные банковские услуги в России" директор проекта "Человек и деньги" ФОМ Людмила Преснякова, опыт хотя бы единичного обращения к сервису интернет-банкинга имеют всего 13%, услугой типа "мобильный банк" хотя бы раз пользовалось 14% россиян.
Правда, по словам Пресняковой, с сентября прошлого года доля клиентов, регулярно пользующихся интернет-банком, выросла в два раза; тех, кто пользуется мобильным банком, - на 1 процентный пункт.
"Налицо тенденция того, что доля людей, вовлеченных в такие сервисы, стремительно растет", - подчеркнула эксперт.
Тем не менее, постоянными пользователями услуг интернет-банкинга можно назвать всего 5% опрошенных, к услугам мобильного банка регулярно обращается всего 3%. Причин низкой востребованности услуг несколько.
Есть районы, где до сих пор не подведены необходимые коммуникации для сети Интернет. В России проникновение интернета среди населения только приближается к 50%, для сравнения: в США этот показатель составляет порядка 80%.
Значительный рост фиксируется исключительно в крупных мегаполисах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск.
Вторая причина – недоверие потенциальных пользователей удаленных услуг к новому формату работы и непонимание возможностей новых технологий. Третьим сдерживающим фактором является платность большинства удаленных банковских услуг.
Сдерживает развитие мобильного и интернет-банкинга и страх оказаться в сетях кибермошенников. Только в прошлом году в России из систем интернет-банкинга было похищено около $830 млн, в том числе $70 млн - со счетов физических лиц.