NEWSru.ru
 
 
 

На сайте министерства культуры появился проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", предполагающий радикальное ужесточение борьбы с интернет-пиратством.

В нем, в частности, предлагается дополнить действующий закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" нормами об ответственности за размещение контента, нарушающего интеллектуальные права, сообщает газета "Коммерсант".

Согласно проекту, хостинг-провайдеры и владельцы сайтов будут обязаны удалить или заблокировать противоправный контент по первому требованию правообладателя, которое может быть направлено в том числе по электронной почте. На это им даются лишь сутки, хотя хостинг-провайдер имеет право потратить дополнительные сутки, чтобы сначала уведомить владельца сайта.

Перед удалением пиратских файлов из доступа владелец сайта обязан скопировать и сохранить их для передачи правоохранительным органам, а также предоставить сведения о пользователе, разместившем контент, правообладателю. Пользователь, чей контент был таким образом удален, может оспорить эту процедуру в течение десяти дней, представив доказательства его легальности.

В этом случае правообладателю, потребовавшему удаления контента, придется защищать свои интересы в суде. Если он не подаст соответствующий иск в течение месяца, владелец сайта и провайдер имеют право восстановить доступ к спорным файлам.

Санкции за нарушение этих требований Минкультуры предлагает закрепить в Кодексе об административных правонарушениях. Игнорирование обращений правообладателей может грозить обычным гражданам штрафом в 3-5 тыс. рублей, должностным лицам и индивидуальным предпринимателям - 30-50 тыс. рублей. Более тяжелые последствия грозят юридическим лицам: штраф 300-500 тыс. рублей, приостановление деятельности на срок до 90 суток и конфискация технических средств.

Проект Минкультуры готовился без привлечения специалистов отрасли и не учитывает ее мнения, отмечают опрошенные газетой эксперты.

Эксперты другого издания - "Независимой газеты, опасаются, что наиболее серьезно новые правила ударят по блогосфере, в том числе, и по ее политической части.

Новая схема встраивается в базовый информационный закон – "Об информации, информационных технологиях и защите информации"- отдельной спецстатьей. Данный закон, между тем, указывает на то, что правовую охрану интеллектуальной собственности он не регулирует. Однако Минкультуры это не смущает: просто делается дописка, что спецстатья является исключением.

Правообладатель обращается с письменным – в том числе и по электронной почте – заявлением к провайдеру или владельцу сайта. Провайдер или сайтодержатель не просто должны удалить и (или) блокировать незаконное содержимое и обеспечить его нераспространение по Сети, а в полной мере с жалобщиком сотрудничать - например, предоставить правообладателю и все необходимые данные на нарушителя. До решения суда сайт может оказаться блокированным весьма большой сегмент Сети, на котором якобы находятся незаконно использованные материалы.

Инициатива Минкульта может создать угрозу для комментирования обитателями интернета политических событий и деятельности власти. Ведь при этом активно используются отрывки из сообщений СМИ и тому подобная информация, из-за которой, даже в случае наличия ссылок, вполне возможны судебные иски. Возможны хотя бы потому, что на употребление тех или иных цитат не получается разрешение от первоисточников.

Кроме того, предложения Минкульта могут крайне негативно отразиться на самой возможности общения в блогосфере, выстроенной во многом на обмене различными материалами, имеющими своих правообладателей.

С осени прошлого года, напоминает газета, в России уже действует система блокирования различных сетевых ресурсов, содержание которых противоречит закону о защите детей от вредной для их здоровья и психического развития информации. Преследуются порнография, наркотики и суицид. Однако, через тот же самый механизм идет отсеивание материалов так называемого экстремистского характера, то есть теоретически любых.