Американские СМИ выяснили, что некоторые американские интернет-магазины предлагают один и тот же товар по разной цене для покупателей из разных районов. Местоположение клиента может определяться как по его IP-адресу, так и по вводимому им вместе с адресом доставки почтовому индексу.
Еще в 2000 году в США разгорелся громкий скандал, когда выяснилось, что крупнейший в мире онлайн-магазин Amazon.com "в порядке эксперимента" начал предлагать покупателям с разным уровнем затрат одни и те же товары по разной цене, и с тех пор о таких попытках не было слышно более 10 лет. Однако идея, как выяснилось, окончательно не умерла.
Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на газету The Wall Street Journal (WSJ), сайт ритейлера Staples.com предлагает одному техасскому покупателю купить степлер за 15,79 доллара, а другому, живущему неподалеку, уже за 14,29 доллара.
Разница, по мнению авторов статьи в WSJ, связана, в том числе, с близостью покупателя к офлайновым магазинам конкурирующих сетей. Если до конкурирующих торговых точек меньше 30 километров, то Staples.com обычно предлагает дисконт, вычислили журналисты.
Представители Staples подтвердили, что ценники для онлайн-покупателей из разных мест действительно могут отличаться, а влияет на это множество факторов, включая стоимость ведения бизнеса в конкретном регионе. Аналогичная ситуация прослеживается и для офлайновых точек продаж многих ритейл-сетей.
WSJ обнаружила и другую закономерность: покупателям из регионов с относительно высоким среднем подушевым доходом скидки в Staples.com предлагаются чаще, однако компания не стала комментировать эту корреляцию.
Геодифференциация не такая уж редкость: ее используют, например, ритейл-сети Home Depot, Office Depot, компании Discover Financial Services и Rosetta Stone. Согласно подсчетам WSJ, разница в цене иногда может достигать десятков процентов.
Предложение одного и того же товара по разным ценам не нарушает закон, за исключением откровенно вызывающих случаев, например, дискриминации по расовому признаку. В то же время многие покупатели относятся к подобной практике негативно, отмечает WSJ. Большинство пользователей, принявших участие в опросе на сайте газеты, также высказались против подобной дифференциации и различий в цене.
Российские ритейлеры, как отмечают опрошенные агентством эксперты, пока не практикуют подобную ценовую дифференциацию.
Отметим, ценовой таргетинг давно уже применяется для цифрового контента, и никого не удивляет, когда, например, в iTunes один и тот же альбом стоит 12,99 доллара для жителей США, 1,28 доллара в Индии и почти 25 долларов в Австралии. Однако в случае с обычными и вполне материальными товарами в интернет-магазине такой маркетинг пока еще может считаться экзотикой.