Столичные власти намерены потратить 932 млн рублей на закупку и монтаж 316 мультимедийных экранов с камерами, оснащенными функцией распознавания лиц, на 85 станциях Московского метрополитена.
Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на материалы закупки, экраны предназначены для показа рекламы, а камеры нужны для слежки за пассажирами. В ГУП "Московский метрополитен" заявили, что экраны также нужны для информирования пассажиров в экстренных ситуациях и оповещений об изменениях в работе транспорта, а камеры, по словам представителя метрополитена "не предназначены для распознавания лиц и поиска конкретных людей". Однако последнее заявление противоречит документам, в которых указано, что камеры должны иметь разрешение FullHD, автофокусировку и поддержку интеллектуальных модулей, включая модули для "детектирования лиц", подсчета людей и распознавания их скопления.
В техзадании также говорится о поддержке "модуля определения поведения объектов". Он среди прочего должен будет фиксировать "пересечение линии" (вероятно, речь идет об ограничительных линиях на платформах), "быстрое движение", а также "праздношатания". Будущая система должна получить интеграцию c IT-системами метрополитена для передачи "метаданных от камеры о распознанном объекте". Особенность системы заключается в том, что обработка данных будет происходить не в удаленном центре, а на самих камерах. Для этого их потребуется оснастить 2 ГБ оперативной памяти и жесткими дисками объемом 4 ГБ.
Доступ к системе, судя по описанию, будут иметь сотрудники метрополитена и столичного Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД), а также служащие управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Кроме того, к ней будет подключена внешняя рекламная платформа, но подробности о ней не раскрываются. Ожидается, что победитель тендера будет определен в начале марта, а завершить работы по установке камер и экранов планируется в декабре этого года.
Опрошенные изданием эксперты не исключают, что новая система прежде всего нужна мэрии для фиксирования и анализа поведения людей. По мнению главы юридической практики организации "Роскомсвобода" Саркиса Дарбиняна, система, судя по документам, нужна, чтобы в том числе собирать данные о пассажирах и предоставлять их рекламным агентствам для маркетинговых целей. При этом юрист усомнился в том, что власти спросят у пассажиров разрешение на сбор таких данных.
Напомним, мэрия Москвы уже несколько лет активно развивает систему видеонаблюдения в городе в целом и в метро в частности. Так, в сентябре 2020 года на всех станциях столичного метро заработала новая система видеонаблюдения, которую будут использовать для оплаты проезда "по лицу" и мониторинга загруженности поездов. В январе и феврале данные с камер в метро использовались правоохранителями для выявления предполагаемых участников акций протеста.
В августе прошлого года компания "МаксимаТелеком" (оператор сети Wi-Fi в метро) выиграла тендер стоимостью почти 1,4 млрд рублей на поставку 12 тыс. камер с функцией распознавания лиц, которые будут установлены в вагонах метро. Предполагалось, что эта система будет запущена в сентябре, но проект забуксовал, так как закупку провели позже запланированных сроков. Теперь запуск системы запланирован на март этого года.