Moscow-Live.ru

Совет Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) по развитию информационных технологий и цифровой экономики направит в ФСБ предложения к разработанному службой законопроекту о средствах для негласного получения информации, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на председателя совета Николая Комлева.

Речь идет о законопроекте, о котором стало известно в начале июля. Проект поправок к Уголовному кодексу (УК) РФ, опубликованный ФСБ содержит определение понятия "специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации" (СТС). Документ рекомендует относить к таким техническим средствам любые приборы, комплексы, инструменты или компьютерные программы, "которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)". Ссылкой на это определение в ФСБ также предложили дополнить КоАП.

По словам Комлева, участники IT-отрасли не согласны с предложенным в законопроекте определением. Так, оно включает программное обеспечение, которому "намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного получения информации". При этом большинство отечественных и международных софтверных вендоров используют для защиты своих прав на интеллектуальную собственность различные системы мониторинга взлома программ, а также собирают информацию, чтобы оказывать пользователю техническую поддержку. Таким образом, вступление предложенных поправок в силу может означать расширение сферы уголовной ответственности для IT-компаний по ст. 138.1 УК РФ, которая предполагает ответственность за незаконный оборот средств для негласного получения информации в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, штрафа или принудительных работ.

Как отметил Комлев, нечеткие оценочные формулировки в законопроекте повышают вероятность отнесения действий разработчика, направленных на защиту и техническую поддержку продукта, в категорию неправомерных. В свою очередь, это может увеличить количество пиратского софта, так как снизится контроль нарушений исключительных прав разработчиков.

В связи с этим Совет ТПП намерен направить окончательные предложения в ФСБ не позднее сентября. В частности, Совет предложит не распространять ст. 138.1 УК РФ на разработчиков ПО, собирающих информацию, связанную с работой и защитой созданного ими софта, установленного у третьих лиц.

По мнению партнера компании "НАФКО-Консультанты" Ирины Мостовой, в случае принятия законопроекта ФСБ в неизменном виде как минимум в первое время число дел, возбужденных в отношении разработчиков за создание, использование и распространение де-факто безвредного, но де-юре незаконного ПО, может вырасти кратно. Однако по мере формирования практики выйдут разъяснения Верховного суда и ситуация будет меняться, считает Мостовая.

Напомним, за последние годы в разных регионах России было возбуждено несколько уголовных дел по статье 138.1. По данным Верховного суда, пик пришелся на 2016 и 2017 годы: за первые шесть месяцев 2017 года было возбуждено 117 уголовных дел, а за весь 2016 год суды рассмотрели 228 таких дел. Самым известным из них стало дело курганского фермера Евгения Васильева, который в декабре пожаловался президенту Владимиру Путину на то, что стал фигурантом дела из-за покупки ошейника с GPS-трекером для коровы. Впоследствии дело было закрыто, а прокуратура принесла Васильеву извинения.