Санкции США против Федеральной службы безопасности (ФСБ), введенные в конце 2016 года, после обнародования информации о возможном вмешательстве России в президентские выборы, могут обернуться проблемами с ввозом в Россию любых устройств с функцией шифрования, включая мобильные телефоны, планшеты и даже обычные беспроводные мыши, пишет РБК.
Суть проблемы состоит в том, что все подобные устройства подлежат обязательному согласованию с ФСБ (т. н. нотификации), однако американским поставщикам теперь запрещено любое коммерческое взаимодействие с российской спецслужбой. Так, о
риске административных контактов с ФСБ своих клиентов предупредили юристы компании Baker McKenzie.
"Поскольку ФСБ выполняет определенные административные функции, такие как рассмотрение и одобрение коммерческих шифровальных продуктов для импорта и распространения в России, эффект для определенных американских компаний и лиц, ведущих бизнес в России, может быть существенным", - отмечают юристы, уточняя, что технологическим компаниям США теперь нужно будет обращаться за разрешением к OFAC (служба по санкциям Минфина США), чтобы подавать соответствующие документы в ФСБ.
- Красноярский митрополит назвал гаджеты искушением сатаны
По словам источника РБК в отрасли международного юридического консалтинга, санкции, запрещающие компаниям из США взаимодействовать с ФСБ, потенциально затрагивают очень большое число американских предприятий и эта информация активно обсуждается участниками рынка.
В свою очередь, представитель крупного зарубежного производителя телефонов сообщил журналистам, что менеджеры компании сейчас анализируют ситуацию. При этом он отметил, что без получения нотификации ФСБ новая модель смартфона или другого устройства, содержащего модуль шифрования, не может поставляться на российский рынок.
В то же время Станислав Кузнецов, исполнительный директор ГК "Юко", которая занимается помощью в оформлении лицензий, сертификатов, включая нотификации ФСБ, подчеркнул, что важно различать лицензирование и нотификацию. По его словам, обе процедуры курирует центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ, однако в первом случае речь идет о разрешении на поставку в Россию устройств, у которых криптографические функции первичны, а во втором - о поставках устройств, где криптография носит побочный характер.
Кузнецов отметил, что непосредственно американские производители сейчас уже не подают нотификации в ФСБ, поскольку этим, как правило, занимаются их российские юрлица или представители по доверенности. Таким образом, контакт компаний из США с ФСБ носит лишь опосредованный характер.
По мнению главы вашингтонской юридической фирмы Ferrari and Associates Эриха Феррари, запрет на взаимодействие с ФСБ может стать проблемой для американского бизнеса. "На мой взгляд, OFAC может вскоре выдать генеральную лицензию на взаимодействие с ФСБ или дать разъяснения по введенным запретам, если служба уже этого не предусмотрела", – отметил он. Аналогичного мнения о выдаче лицензии OFAC придерживается и Клиф Бернс из компании Bryan Cave.
Как отмечает РБК, в конце 2016 года OFAC уже издала генеральную лицензию, разрешившую американским компаниям вести дела с ФАУ "Главгосэкспертиза России" (орган, осуществляющий экспертизу проектной документации объектов, строительства, реконструкции, объектов обороны и безопасности, автомобильных дорог федерального значения) на всей территории России, кроме Крыма. Ранее организация была внесена в санкционный список OFAC из-за участия в проекте Керченского моста.