Роскомнадзор совместно с медиакомпаниями подготовил поправки в законы о СМИ и об информации, которые обязывают сайты предоставлять данные о своей аудитории уполномоченной организации. Отказ от передачи данных будет грозить запретом на размещение рекламы, пишут "Ведомости".
Напомним, о том, что сотрудники администрации президента и профильные чиновники обсуждают идею создания в России единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в Рунете, стало известно в сентябре этого года. В качестве аналогов такой системы источники приводили систему измерений ТВ-аудитории и госсистему учета кинобилетов (ЕАИС), в которую кинотеатры должны передавать данные по каждому киносеансу. Замминистра связи Алексей Волин тогда говорил, что универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима как рекламодателям, так и производителям контента, а ее существование является "необходимым условием развития индустрии". В свою очередь, глава Роскомнадзора Александр Жаров отмечал, что рекламодатели страдают, так как в интернете им приходится иметь дело с разрозненными данными.
По словам источников издания, у чиновников все еще нет четкого понимания, как может быть устроен госсчетчик, какие сайты будут обязаны его установить, какие данные должны представлять интернет-компании. В правительстве и администрации президента есть разные представления о том, как именно это нужно делать, но Роскомнадзор первым успел написать законопроект и собрать мнения операторов связи, рекламных агентств и других компаний.
Подготовленный ведомством документ не описывает круг сайтов, которые должны будут представлять данные уполномоченной организации и не содержит перечень данных, которые должны представлять площадки. В законопроекте говорится, что методику измерений после принятия документа определит Роскомнадзор. Также в законопроекте указано, что сайты должны будут предоставлять данные об аудитории в целом и об аудитории размещенной рекламы.
Детальнее всего в законопроекте описываются условия отбора, полномочия и ограничения для уполномоченной организации. Так, авторы обязывают ее считать как интернет-пользователей, так и телезрителей. По мнению одного из собеседников издания, только так можно обеспечить единый подход к измерениям в разных средах, хотя два других источника называли этот подход спорным и допустили, что в итоге уполномоченную организацию не обяжут делать измерения в обеих средах. Стать уполномоченной организацией сможет только российская компания, в которой иностранцы не могут контролировать более 20% акций или долей. Наконец, эта организация будет контролировать весь рынок измерения аудитории Рунета, поскольку другим компаниям придется ежегодно проходить ее аудит.
По мнению опрошенных изданием менеджеров медиакомпаний, единственным претендентом на роль уполномоченной организации является компания Mediascope. Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев сообщил, что компания будет участвовать в тендере на измерение аудитории если государство объявит такой тендер. "Рассчитываю, что наш многолетний опыт тут будет очень полезен. Сведение в единую систему измерений данных по аудитории того же "Первого канала" и Google – крайне важная индустриальная задача", – считает Тагиев.
Собеседники "Ведомостей" также отметили, что пока что предложенный законопроект написан очень общими словами, и последствия его принятия будут зависеть от того, как документ будет доработан, какую методику измерений впоследствии утвердит Роскомнадзор, как именно служба будет добиваться запрета на размещение рекламы теми площадками, которые не представят данные.
"Как фактически чиновники смогут запретить Google или Facebook размешать рекламу для российских пользователей? Да никак!" – считает один из источников издания. При этом два эксперта и чиновник, участвующие в обсуждении документа, сообщили, что поправки намеренно написаны общими словами, чтобы у властей было больше возможностей при подготовке подзаконных актов.