Организация "Роскомсвобода" составила рейтинг крупных российских интернет-компаний по уровню соблюдения ими цифровых прав пользователей. Речь идет об их политиках и практиках в области приватности, защите цифровых прав граждан, а также раскрытии данных по запросам госорганов.
Всего в рейтинг вошли 11 компаний: соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники", поисковики "Яндекс", Rambler и Mail.ru, интернет-магазины Ozon и Wildberries, сервис объявлений Avito, сервис поиска работы HeadHunter, IT-портал "Хабр" и "Сбербанк".
"Для исследования публичной позиции и политик этих компаний эксперты использовали официальные веб-ресурсы и блоги, а также открытые источники информации, в том числе СМИ. В основе принципов оценок лежит методология Ranking Digital Rights (RDR), доработанная с учетом российских реалий. Исследование проводилось по четырем основным направлениям: транспарентность, приватность, права потребителя, свобода информации", – говорится в сообщении.
В "Роскомсвободе" напомнили, что в течение последних 10 лет российские власти ужесточали контроль над интернетом и вели наступление на права пользователей и свободу распространения информации. В частности, в последнее время были приняты законы, запрещающие распространять фейковые новости, оскорблять представителей органов власти и использовать мессенджеры без идентификации. Также в публикации упоминается закон Яровой, обязывающий операторов хранить трафик абонентов и их переписку.
По результатам исследования приемлемый уровень транспарентности и соблюдения стандартов по защите цифровых прав пользователей показал из всех проанализированных сервисов лишь "Хабр", набрав 57,14% в общем рейтинге. Далее идут "ВКонтакте" (44,64%), "Яндекс" (39,29%), Avito (30,36%), Rambler (28,57%), Mail.ru (25%), "Одноклассники" (23,21%), Ozon (21,43%), HeadHunter (19,64%), "Сбербанк" (16,07%) и Wildberries (14,29%).
Выпустили Рейтинг соблюдения цифровых прав популярными веб-сервисами Рунета.
— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) April 16, 2020
➡️ Обзор: http://t.co/XuTUJE93HT
➡️ Исследование: http://t.co/TNbMHMKwbN
Проанализированы:
▫️ ВК,
▫️ Яндекс,
▫️ MailRu,
▫️ ОК,
▫️ Rambler,
▫️ Ozon,
▫️ Avito,
▫️ HHru,
▫️ Сбер,
▫️ Wildberries,
▫️ Habr pic.twitter.com/3aUZVhRJvT
Авторы исследования отмечают, что большинство компаний не смогли в достаточной степени раскрыть обязательства по соблюдению прав человека на приватность и свободу информации, однако лучше всех в этом плане выступают принадлежащие Mail.ru Group соцсети "ВКонтакте" и "Одноклассники" получили наивысший балл из возможных в данной категории. Ни одна из компаний не получила наивысший балл в отношении политики рассмотрения жалоб. "Этот факт свидетельствует о том, что все вышеперечисленные сервисы не имеют понятной и доступной политики их рассмотрения. Но стоит отметить, что "ВКонтакте", "Яндекс" и Rambler имеют дополнительные ресурсы, которые описывают доступным для пользователя языком некоторые аспекты по жалобам при пользовании сервисом", – отметили в "Роскомсвободе".
В отчете также отмечается, что из всех вошедших в рейтинг компаний только "Хабр" публикует отчет о транспарентности, что во многом предопределило его первое место. Однако в отчете отсутствует разбивка по категориям запрашиваемых данных. Кроме того, только "Хабр" раскрывает сведения о количестве требований об ограничении доступа к информации со стороны государственных органов и частных лиц (сведения о количестве требований со стороны частных лиц в рамках "закона о забвении" один раз были опубликованы также "Яндексом") и информацию о количестве запросов правоохранительных органов о предоставлении данных пользователей
"У большинства компаний пользовательские соглашения и политика конфиденциальности объемны и иногда изложены непростым для понимания пользователями языком. В некоторых случаях указанные документы трудно найти на сайте сервиса. В вопросе работы службы поддержки все компании показали неплохой результат. Возможность полноценного использования сервиса анонимно предоставляет своим пользователям только "Хабр". Все остальные компании дают возможность пользоваться сервисами анонимно лишь частично", – говорится в исследовании.
При этом в "Роскомсвободе" уточнили, что только "Яндекс" ведет реестр изменений в политику конфиденциальности. Помимо этого, только "Яндекс" четко заявляет о том, что удаляет информацию о пользователе после прекращения пользования сервисом. Отдельный самостоятельный сервис по предоставлению архива данных пользователя имеет только соцсеть "Вконтакте".
Наконец, в исследовании говорится, что ни одна из компаний не указывает точную и подробную информацию о сроках, в течение которых она будет хранить информацию о пользователе. Также ни одна из компаний не раскрывает информацию о том, что она осуществляет юридическую проверку требований об ограничении доступа к информации от частных лиц перед их исполнением ("Хабр" раскрывает лишь информацию о том, что проводит юридическую проверку требований об ограничении доступа к информации от государственных органов).
"За последние годы поле цифровых свобод в России заметно сузилось, а правовой климат для IT-проектов сильно ухудшился. При этом государство все больше перекладывает репрессивные функции на частных акторов. Они обязаны блокировать все то, что органы исполнительной власти и суды признают незаконным, а также собирать информацию о пользователях, чтобы потом делиться ею со спецслужбами и органами, осуществляющими ОРД. При этом пользователи абсолютно не понимают этих процессов, потому что компании про них ничего не говорят. И это недопустимо. Открытость процессов и безусловная приверженность к международным стандартам по соблюдению цифровых прав является крайне важным фактором гарантии безопасности использования платформ для пользователей. В ближайшее время это станет обязательным условием для удержания пользовательской аудитории и обеспечения столь важного общественного доверия в цифровом мире", – прокомментировал результаты исследования глава юридической практики "Роскомсвободы" Саркис Дарбинян.