Интернет-провайдер "ЭР-Телеком" запустил в 22 гипермаркетах сети "Семья" в Перми и Пермском крае систему из 290 камер с распознаванием лиц на основе искусственного интеллекта и компьютерного зрения, направленную на борьбу с воровством, пишет "Коммерсант".
Как сообщил изданию представитель провайдера, в процессе работы система анализирует численность посетителей, их пол и возраст, а также активность покупателей и персонала магазинов в наиболее популярных отделах. Также камеры отслеживают кражи, сохраняя лица нарушителей без каких-либо личных данных. Если совершивший кражу покупатель придет в тот же или другой магазин сети, система уведомит об этом службу безопасности.
"Решение не вносит никаких ограничений в жизнь людей, оказавшихся в базе неблагонадежных покупателей. Они смогут заходить в свои любимые магазины, однако наблюдение за их поведением будет более пристальным", – пояснил руководитель управления продуктами для корпоративных клиентов "ЭР-Телекома" Александр Жуков.
Запущенная в Пермском крае система основана на платформе для видеоаналитики "Форпост, разработанной пермской компанией "Портал". В настоящее время "ЭР-Телеком" испытывает аналогичные решения на других объектах "Семьи" и ведет переговоры о сотрудничестве с другими ритейлерами.
Среди крупнейших российских компаний на рынке технологий распознавания лиц — VisionLabs, NtechLab и Центр речевых технологий (ЦРТ; контролируется Сбербанком). Технологии VisionLabs уже несколько лет применяются в розничной торговле, в том числе в торговых центрах, отмечает коммерческий директор компании Илья Романов.
Похожие системы уже используют другие магазины. Например, в информационно-аналитической системе "Стоп шоплифтер" компании BIT, которая внедрена в более чем 300 магазинах 14 торговых сетей по всей России, используется технология распознавания лиц компании NtechLab. Как отметил представитель NtechLab, применение этого решения позволяет магазину за счет выявления краж экономить 2-3% оборота в год. Одновременно такие системы повышают лояльность покупателей при помощи персонализированных предложений.
Эксперты отмечают, что компаниям, которые внедрили или собираются внедрить системы распознавания лиц, следует помнить о нюансах законодательства. Так, по словам юриста НЮС "Амулекс" Марины Филипповой, фотографии и видеозаписи граждан можно использовать, если они получены в публичных местах, но в совокупности с иными данными, позволяющими идентифицировать человека, такие фотографии переходят в категорию персональных данных, на обработку которых требуется получить согласие.