Рост тарифов российских операторов связи в 2020 году может оказаться выше, чем прогнозировалось в конце прошлого года. Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на свежее исследование агентства TelecomDaily.
Судя по результатам опроса 114 топ-менеджеров телекоммуникационных компаний (за исключением федеральных операторов сотовой связи), проведенного с 30 марта по 6 апреля в 15 городах России, 38% респондентов уверены, что в этом году стоимость связи вырастет на 10-15%, а 24% считают, что повышение составит более 20%. В том что цены вырастут в принципе уверены 84% опрошенных, лишь 13% допускают, что тарифы останутся на прежнем уровне. При этом в ноябре прошлого года в TelecomDaily прогнозировали, что связь в 2020 году может подорожать на 10%, а в Content Review допускали рост цен на 17-18%.
В "Ростелекоме" отметили, что операторы связи работают в условиях острой конкуренции и зависят от платежеспособного спроса. "Но пока сложно прогнозировать влияние на отрасль той экономической ситуации, которая сложится после периода выходных", – считает представитель компании. В "ЭР-Телекоме" спрогнозировали рост тарифов на уровне 10–15%, а представители операторов "большой четверки" не стали комментировать итоги опроса.
В отчете TelecomDaily отмечается, что за последнее время в отрасли изменились главные риски. Если раньше компании считали, что на их бизнес больше всего будут влиять повышение НДС и необходимость выполнять требования "закона Яровой" и закона о суверенном Рунете, то теперь на первый план вышли ухудшение экономической ситуации в целом и падение платежеспособного спроса: этот фактор главным назвали 76,3% опрошенных. Далее в списке рисков идут рост курса валют (64%) и рост арендных платежей (23,7%).
"Наибольшие потери из-за кризиса, вызванного в том числе пандемией коронавируса, операторы понесут в b2b-сегменте, поскольку потеряют значительную часть заказчиков в лице компаний малого и среднего бизнеса", – сообщил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков, отметив, что многие компании уже отказываются продлевать контракты с операторами. Обычные абоненты, по мнению Кускова начнут переходить на более дешевые тарифы, что также снизит выручку операторов.
По оценке "ТМТ Консалтинга", на корпоративных клиентов сейчас приходится около 28% доходов операторов широкополосного интернета. Выручка провайдеров в этом сегменте уже упала на 30-40%, и компенсировать эти потери за счет повышения цен в потребительском сегменте будет невозможно, считает гендиректор провайдера "Комфортел" Дмитрий Петров. Он добавил, что операторам стало труднее и по причине роста трафика в связи с пребыванием абонентов на самоизоляции из-за эпидемии.
По оценке Петрова, за последнее время рост трафика составил от 30% до 50%, что соответствует годовому приросту и требует от провайдеров инвестиций в модернизацию сети, которая будет стоить дороже из-за падения рубля и проблем с поставками оборудования из Китая. Также, по словам руководителя Content Review Сергея Половникова, на операторов давят и увеличившиеся тарифы на электроэнергию.