Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против российского представительства Apple ("Эппл рус") по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ремонта смартфонов iPhone, пишет газета "Ведомости", в распоряжении которой оказались материалы дела.
Сообщается, что дело против Apple было возбуждено на основании жалобы владельца iPhone Дмитрия Петрова, который отметил, что в России смартфоны Apple никто не может чинить без разрешения компании, но при этом Apple не поставляет комплектующие для ремонта экранов.
Как рассказал Петров, когда он повредил дисплей своего iPhone SE с памятью 64 ГБ (стоимость смартфона в интернет-магазине Apple составляет 39 990 рублей), то обратился в авторизованный сервисный центр Apple. Вместо ремонта ему было предложено заменить аппарат с доплатой в 22 200 рублей, поскольку Apple не поставляет в Россию дисплеи для iPhone.
По закону о защите прав потребителей производитель должен обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы (не менее 10 лет), утверждает Петров. Это обязательство подразумевает поставку в сервисные центры запчастей для ремонта. Так, по словам Петрова, в США стоимость замены стекла дисплея составляет 129 долларов (порядка 8000 рублей), а в России Apple фактически навязывает покупку нового аппарата по цене, которая превышает стоимость замены экрана.
Как сообщила изданию замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежда Шаравская, если в ходе рассмотрения дела нарушение законодательства подтвердится, то руководителю компании грозит штраф от 15 000 до 20 000 рублей, а самой компании - от 300 000 до 1 млн рублей. Также ФАС может предписать устранить выявленные нарушения. По мнению Петрова, ведомство должно обязать компанию наладить поставки запчастей для ремонта iPhone в Россию.
Стоит отметить, что в июне этого года Петров уже подавал иск в Басманный суд, касающийся проблем с ремонтом другого смартфона iPhone. В своем иске Петров также требовал обязать компанию начать поставки запчастей. Иск Петрова был отклонен, и в настоящее время он обжалует это решение в Мосгорсуде.
В рамках рассмотрения иска Петрова Apple направила в суд письмо, в котором сообщалось, что компания создаст в России ремонтное производство полного цикла, где будет заменять в том числе поврежденные дисплеи смартфонов. В письме пояснялось, что в настоящее время в России поломанная техника Apple в 90% случаев меняется на новую в авторизованных сервис-центрах, а при поломке дисплея замена техники производится в 100% случаев.
Также в письме говорилось, что для замены дисплея iPhone требуется сложная процедура калибровки с помощью "большого и дорогостоящего" оборудования, которое получает доступ к ядру операционной системы iPhone по защищенной сети Apple. Заменить экраны устройств можно либо в розничной сети Apple Retail Store (в России не представлена), либо в централизованном ремонтном центре Apple, который компания и намерена создать, однако сроки появления центра не уточнялись.
ФАС уже рассматривает дело против Apple
Напомним, что в настоящее время ФАС уже рассматривает дело против Apple связанное с координацией цен на смартфоны iPhone 6s и 6s Plus. Оно было возбуждено 8 августа по части 5 статьи 11 закона о защите конкуренции, которая запрещает осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Как показало расследование ФАС, с начала официальных продаж смартфонов iPhone 6s и iPhone 6s Plus в России большинство ритейлеров установили на них одинаковые цены, которые удерживались в течение определенного времени. Кроме того, ФАС установила совпадение цен продавцов и на другие модели смартфонов Apple.
Представители Apple и ряда ритейлеров отвергли обвинения ФАС в координации цен, а в конце октября представители ФАС сообщили о начале проверки цен на новые смартфоны iPhone 7 и 7 Plus, отметив, что по ее итогам ведомство может возбудить еще одно дело против Apple или объединить его с делом о ценах на iPhone 6s.