В 2020 году сети российских операторов связи и центры обработки данных должны на 85% состоять из оборудования отечественного происхождения для обеспечения государственного суверенитета РФ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на проект дорожной карты по импортозамещению телекоммуникационного оборудования в России на 2016-2020 годы, разработанный подгруппой "ИТ+Суверенитет" при администрации президента (АП).
Авторы документа намерены обеспечить "государственный суверенитет в стратегически важной телекоммуникационной отрасли за счет создания благоприятных политических, экономических и технологических условий".
"Текущее состояние телекоммуникационной отрасли в стране характеризуется ее зависимостью от зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования, производителей электронной компонентной базы и доминированием зарубежного оборудования практически во всех сферах, что создало угрозы обеспечению государственной безопасности", - говорится в дорожной карте.
Согласно плану авторов документа, к 2020 году в стране должно быть 12 тысяч единиц техники со статусом "телекоммуникационное оборудование российского происхождения" (ТОРП), который присваивает экспертный совет Минпромторга. Сети операторов связи и центры обработки данных в стране к этому времени должны будут на 85% состоять из ТОРП, а объем его экспорта планируется увеличить с текущих 6 млрд долларов до 11 млрд.
Для этого авторы плана предлагают в 2017 году на 50% снизить НДС, налог на прибыль и социальные платежи для российских производителей телекоммуникационного оборудования, а также пошлины на импортные комплектующие, которые необходимы для его производства. В то же время пошлины на ввоз готового импортного телекоммуникационного оборудования планируется увеличить на 50%. В настоящее время они составляют 0% для готового оборудования и до 12% для комплектующих.
Кроме того, в целях достижения надежности и безопасности телекоммуникационной инфраструктуры в дорожной карте предлагается установить для всех операторов связи с 2017 года запрет на применение иностранного оборудования и софта в целом ряде сфер деятельности, включая "накопление статистических данных, проверку, анализ и фильтрацию сетевых пакетов по их содержимому (DPI)" или оказание услуг госструктурам.
Наконец, авторы напоминают о необходимости ввести законодательный запрет на закупку иностранного телекомоборудования при наличии отечественных аналогов госорганами и компаниями с госучастием по аналогии с ограничениями закупок иностранного софта.
Комментируя проект дорожной карты, ведущий эксперт института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Дмитрий Кожевников отметил, что представленный в ней анализ текущего состояния отрасли представляется тенденциозным, поскольку концентрируется на внешнеэкономических факторах, а показатели и их динамика выглядят натянутыми.
"Большая часть запретительных и заградительных мероприятий, предложенных картой, приведет к эффекту переноса дополнительных затрат, обусловленных более высокой равновесной рыночной стоимостью оборудования и повышением совокупной стоимости владения, на конечных потребителей телекоммуникационных услуг или в условиях жесткой конкуренции на телекоммуникационном рынке к сдерживанию развития сетей связи и падению качества услуг", - заявил Кожевников.
Как напоминает издание, поднимать потребление российского оборудования уже планируется с помощью "закона Яровой", который обязывает операторов связи с 1 июля 2018 года хранить весь трафик абонентов до полугода. Так, помощь с производством необходимого для этого оборудования могут оказать китайские компании Lenovo и Huawei, а российская компания GS Group уже приступила к разработке и подготовке к массовому производству соответствующих SSD-накопителей.