Китайская Huawei рассматривается в качестве поставщика устройств для хранения данных по "закону Яровой" в рамках решения, разработанного компанией "Норси-Транс" для сотового оператора МТС и его дочернего интернет-провайдера МГТС. Покупка оборудования Huawei может обойтись МТС примерно в половину из 50 млрд рублей, заложенных на реализацию требований закона в ближайшие пять лет.
Как напоминает "Коммерсант", "Норси-Транс" ранее была выбрана единственным поставщиком решений для "закона Яровой" для МТС и МГТС. В течение пяти лет МТС планирует закупить у компании оборудование на 50 млрд рублей – около половины этой суммы уйдет на закупки оборудования для хранения трафика и записей разговоров абонентов. По данным источника издания, по результатам тестирования в "Норси-Транс" пришли к выводу, что компания может использовать только решение на базе серверов Huawei.
Еще один крупный поставщик решений для реализации "закона Яровой" – подконтрольная "Ростеху" компания "Национальные технологии", которая разрабатывает решение "Купол". В мае 2018 года оператор "МегаФон" закупил это решение на 923,5 млн рублей. По некоторым данным, внедрением купола занимается и "ВымпелКом", но официально представители оператора эти сообщения не комментируют. Ранее в "МегаФоне" оценили затраты на реализацию требований "закона Яровой" в 40 млрд рублей за пять лет. В "ВымпелКоме" говорили о 45 млрд рублей.
По "закону Яровой" с 1 июля 2018 года операторы и интернет-компании, зарегистрированные в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), обязаны в течение полугода хранить записи звонков, электронные сообщения и SMS-сообщения пользователей. Нормы об обязательном хранении трафика абонентов операторами связи вступили в силу 1 октября. В настоящее время операторы должны хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток, а в течение следующих пяти лет компании должны ежегодно наращивать объем хранилищ данных на 15%. При этом после согласования с ФСБ операторы могут использовать хранилища друг друга. На практике закон пока не работает из-за отсутствия необходимых систем. При этом использование иностранного оборудования для исполнения закона могут запретить, но это требование не распространяется на накопители на жестких дисках для систем хранения данных.