Moscow-Live.ru

Минэкономразвития дало отрицательную оценку регулирующего воздействия на подготовленные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в закон "О защите конкуренции", призванные регулировать цифровые рынки (так называемый "пятый антимонопольный пакет"). Отзыв ведомства был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, пишет РБК.

Напомним, поправки, предложенные ФАС, касаются регулирования цифровых платформ, под которыми понимается размещенная в интернете инфраструктура, используемая для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей. В частности, документ вводит понятие "сетевых эффектов" – способности интернет-компании при наличии у нее большой базы данных влиять на цену товара. Так, поправки предлагают признавать доминирующей платформу, которая занимает не менее 35% рынка "взаимозаменяемых услуг". Что понимается под таким рынком, в документе не уточняется. Ранее представитель ФАС говорил, что взаимозаменяемыми могут быть названы различные торговые площадки, но не сайты конкретных магазинов. При этом доминирующим не может быть признан владелец платформы, если ее выручка за последний год составила менее 400 млн рублей.

Документ также запрещает цифровым платформам устанавливать дискриминационные условия доступа к данным, включая данные пользователей (это предложение ранее раскритиковали представители интернет-отрасли). Кроме этого, поправки вводят институт доверенных лиц, которые должны помогать компаниям исполнять предписания ФАС и проводить независимую экспертизу.

Наконец, законопроект распространяет антимонопольное регулирование на права на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, программы, базы данных, изобретения, товарные знаки и др.). Так, в случае принятия поправок ФАС получит возможность лишать авторов и разработчиков исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.


Как следует из отзыва Минэкономразвития, предложенные поправки в ведомстве сочли недостаточно обоснованными. Например, в отзыве говорится, что проект поправок содержит избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствует их введению. Также в законопроекте есть положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов предпринимателей и бюджета страны.

Среди прочего в Минэкономразвития отметили, что под предложенное определение цифровой платформы может быть подведена почти любая электронная площадка в интернете, включая сайты туроператоров, банков, страховых компаний, различные агрегаторы и т.д., где продавцы и покупатели могут взаимодействовать. Указали в ведомстве и на отсутствие пояснения, что такое "рынок взаимозаменяемых услуг", и как будут определяться его границы и доля той или иной компании на нем.

Раскритиковали в Минэкономразвития и введение понятия "сетевой эффект". В отзыве говорится, что из документа неясно, как ФАС намерена подсчитывать влияние сетевых эффектов на изменение ценности товаров для потребителей. Введение института доверенных лиц в отзыве названо "необоснованным и спорным".

Наконец, в отзыве отмечается, что выдача принудительных лицензий на результаты интеллектуальной деятельности уже регулируется Гражданским кодексом.

Как рассказал РБК заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, помимо оценки регулирующего воздействия обсуждение проекта поправок ведется также в рамках работы над программой "Цифровая экономика". Завершающая дискуссия по документу с экспертным сообществом пройдет в конце октября.

По словам руководителя антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Николая Вознесенского, в обсуждении законопроекта принимали участие традиционные игроки, поскольку поправки включают части, касающиеся не только цифровых рынков, но также экономконцентрации, ответственности за создание картелей. При этом он отметил, что даже среди критиков поправок нет тех, кто считает, что антимонопольное регулирование для новых цифровых рынков не нужно вводить вообще.

"Вопрос скорее в том, каким оно должно быть. Есть те, кто критикует новое антимонопольное законодательство, они хотят больше свободы для ИТ-компаний — по их мнению, нужно меньше регулирования. А есть те, кто опасается монополий со стороны международных компаний — они хотят больше регулирования. Однако речи об отсутствии регулирования вообще не идет, так как для цифровых рынков нужны дополнительные нормы, которые бы конкретизировали для них общие положения антимонопольного законодательства", – подытожил эксперт.