Участники акции протеста, прошедшей 3 августа в Москве и обернувшейся массовыми задержаниями, жаловались на недоступность мобильного интернета. По данным экспертов, операторы намеренно отключили связь на время протестов.
Как пишет "Роскомсвобода", на рукотворность отключения мобильного интернета и Wi-Fi операторами обратили внимание в международной организации Netblocks.org. В частности, эксперты зафиксировали заметный спад в сети "Ростелекома" во время акции протеста. Проблемы фиксировали и российские специалисты. Подтверждением наличия централизованной команды отключить интернет служат также свидетельства некоторых участников акции, которые пытались подключиться к сетям Wi-Fi в московских кафе, но сотрудники заведений сообщали им, что полиция рекомендовала им отключить интернет.
Confirmed: Technical data provide evidence of Internet shutdown targeting #Moscow demonstrators on 3 August 2019; real-time network measurements indicate disruption to wifi networks from 12:00 p.m. UTC in addition to mobile data cuts #Russia #KeepItOn
— NetBlocks.org (@netblocks) August 4, 2019
📉📰http://t.co/P81tAdVgwt pic.twitter.com/RnqreDeu4N
Что же касается мобильного интернета, то сотовые операторы объясняли проблемы большим скоплением людей в центре города, но это объяснение вызывает у экспертов сомнения. Так, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев написал, что интернет намеренно отключили операторы МТС и "Билайн".
В центре Москвы отключена мобильная передача данных. Я мониторю процесс. Точно зафиксировано отключение UMTS/LTE у двух (из четырех) операторов: МТС и Билайн #shutdowns #Moscow pic.twitter.com/TCBMZrYbrq
— Michael Klimarev (@wanderer_from) August 3, 2019
"Отсылки на "глушилки" несостоятельны. Применение "глушилок" в центре Москвы – это как использование оружия массового поражения. Ну, то есть легло бы вообще все, что могло шевелиться. Включая голосовую связь. А она работала, пусть и плохо", – отметил Климарев, исключив возможность блокировки связи полицией без участия самих операторов.
В свою очередь, глава международной правозащитной организации "Агора" Павел Чиков сообщил, что юристы уже получили 18 жалоб на перебои с мобильным интернетом в центре Москвы 3 августа.
"Среди компаний, на которые есть жалобы, – МТС, "Билайн", "МегаФон" и Теле2. В техподдержке проблемы объясняют "техническими причинами". МТС извиняется и сходу предлагает своим абонентам скидку в следующем месяце. Все обратившиеся подадут для начала жалобы на мобильных операторов в Роскомнадзор", – написал Чиков, предложив всем желающим подать аналогичные жалобы.
Правозащитники пожаловались в ООН на отключение интернета и связи во время протестов
Позднее стало известно, что в связи с отключением интернета на акции в Москве, а также во время протестных акций в Ингушетии "Агора" обратилась к специальному докладчику ООН по поощрению и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Дэвиду Кею.
Как пишет "Медуза", в обращении говорится о перебоях со связью в центре Москвы во время акций 27 июля и 3 августа. В Ингушетии операторы отключали мобильный интернет во время митингов летом и осенью 2018 года, а также в марте 2019 года.
"У нас есть серьезные опасения, что практика незаконного ограничения прав на свободу выражения и свободу собраний, в том числе в форме отключения интернета в ходе митингов и демонстраций, становятся элементом государственной политики подавления независимых голосов, препятствования работе журналистов и сокрытия массовых нарушений прав человека во время мирных протестов", — считают в "Агоре".
В письме представители "Агоры" просят Кея запросить у российских властей информацию об отключении связи во время протестов и рекомендовать чиновникам воздержаться "от расширения практики произвольного вмешательства в право граждан на свободу выражения мнения, в том числе онлайн".