Российское авторское общество (РАО) готово создать технологическую платформу, которая позволит автоматически фиксировать использование музыкальных произведений в публичных местах, включая рестораны и магазины, а также в эфире радиостанций и телеканалов, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на участников встречи руководства РАО с представителями крупных правообладателей.
Благодаря такого рода плееру с готовой базой музыкальных треков, который будет автоматически фиксировать воспроизведение музыки, авторы и правообладатели смогут проверить, как часто исполняется их музыка и, соответственно, насколько корректно РАО начисляет им вознаграждение. Сейчас же владельцы торговых точек, ресторанов и других публичных мест самостоятельно отчитываются о том, какую музыку они проигрывали, и на основе этих отчетов платят отчисления обществам по коллективному управлению правами.
По словам гендиректора Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрея Лукинова, для запуска такого плеера необходимо согласие не только авторов, но и исполнителей и звукозаписывающих студий (владельцев смежных прав). Кроме того, Лукинов отметил, что любой каталог не может содержать всей существующей музыки, а аккредитованная государством авторская организация обязана представлять интересы всех авторов без исключения.
По данным Лукинова, за решением этого юридического нюанса РАО уже обратилось в Минкультуры, однако представитель министерства не ответил на соответствующий запрос издания.
Однако по меньшей мере два участника встречи сомневаются, что идея с плеером будет реализована. Так, один из них отметил, что запуск плеера требует времени, а РАО постоянно сотрясают скандалы и будущее общества неясно. Второй же участник полагает, что анонс проекта направлен на нейтрализацию негативного фона вокруг РАО. По его мнению, ничто не мешало РАО создать такую IT-систему раньше или использовать готовые решения, например сервис Zvook или музыкальный сервис "Яндекса".
Как отмечают "Ведомости", сервис под названием Fonmix, аналогичный проекту РАО, в марте этого года запустила Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Суть его работы состоит в том, что правообладатели сами загружают в сервис свои каталоги фонограмм и формируют плейлисты. Затем система автоматически передает в ВОИС данные о звучавших композициях для начисления вознаграждения исполнителям. В настоящее время сервис тестируют ресторанный холдинг "Росинтер" и ритейлер "М. Видео".