Требования так называемого закона Яровой по хранению операторами данных и трафика пользователей затронут иностранных операторов, участвующих в процессе приема, передачи или обработки данных на территории России, пишет "Коммерсант" со ссылкой на отчет Института исследований интернета (ИИИ).
"Иностранные компании, имеющие в России лицензию оператора по предоставлению услуг связи от фиксированной до голосовой, могут попадать под требования "пакета Яровой" и, как следствие, нести риски, связанные с нарушением норм иностранного права", – заявил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
Речь идет о возможном нарушении европейского регламента "О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных" (GDPR), который вступает в силу 25 мая 2018 года и устанавливает избирательное хранение данных пользователей для целей обеспечения национальной безопасности при условии их согласия на обработку персональных данных. Как отмечалось ранее, нарушение операторами требований этого документа может повлечь за собой серьезные штрафы для операторов.
Согласно отчету ИИИ, необходимость одновременно исполнять требования "закона Яровой", который вступит в силу 1 июля 2018 года, и GDPR может привести к сокращению присутствия иностранных операторов на российском рынке, если не к полному их уходу. По словам Казаряна, одной из крупнейших таких компаний является компания Orange (входит во France Telecom и работает в 220 странах), которая имеет в России подразделение и лицензии на оказание услуг по передаче данных и голосовой связи.
"Orange рассматривает для себя риски одновременного применения GDPR и российских законов. Мы как российский оператор связи, осуществляющий свою деятельность на основании лицензий, обязаны соблюдать применимое к нам законодательство, в том числе в области персональных данных", – сообщила директор по маркетингу "Orange Business Services Россия и СНГ" Дарья Абрамова, выразив надежду на то, что соблюдение национальных законов РФ и GDPR не будет происходить в ущерб интересам участников рынка.
По мнению директора по стратегическим проектам ИИИ Ирины Левовой, для иностранных онлайн-сервисов требования по сбору и хранению персональных данных пользователей и их раскрытию по запросам служб безопасности несут и высокие репутационные риски: хотя применение законов о персональных данных в российском праве ограничено "по национальному принципу", на деле интернет-услуги не предоставляются по такому признаку, поскольку проверить достоверность данных о гражданстве, указанных пользователем при регистрации, не представляется возможным.
"Потенциально на минимизацию рисков в правовом поле окажет влияние то, каким образом правительство РФ определит порядок, сроки и объем хранения информации в подзаконных актах, которые еще не приняты. Пока решение этой проблемы для компаний не очевидно", – подчеркнула Левова.
Наконец, член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов полагает, что под действие "закона Яровой" могут попасть сайты иностранных СМИ или торговых онлайн-площадок, которые позволяют пользователям проходить регистрацию.
Напомним, закон Яровой обязывает операторов связи полгода хранить весь трафик клиентов, включая записи разговоров. При этом сведения о самих фактах передачи информации необходимо будет хранить в течение трех лет.
Операторы и эксперты неоднократно заявляли, что расходы на реализацию требований закона составят сотни миллиардов или даже триллионы рублей и существенно превысят их выручку. Например, в начале апреля РСПП оценил расходы участников рынка на реализацию "закона Яровой" в 10 трлн рублей до 2019 года, а также предупредил, что его вступление в силу может привести к кратному росту тарифов связи и повышению уровня инфляции на один-два процентных пункта.