1 ноября, крупнейшие медиахолдинги, онлайн-кинотеатры и продюсеры подписали с интернет-компаниями, включая "Яндекс" итоговую версию меморандума о борьбе с пиратством, в рамках которого поисковики будут удалять из выдачи ссылки на ресурсы с пиратским контентом без решения суда. Подробности о документе приводит газета "Ведомости".
Сообщается, что со стороны правообладателей меморандум подписали холдинг "Газпром-Медиа", "Первый канал", ВГТРК, "Национальная медиа группа", "СТС Медиа", Ассоциация интернет-видео (объединяет онлайн-кинотеатры) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Со стороны интернет-компаний меморандум подписали "Яндекс", Mail.ru Group и Rambler Group. Гарантом исполнения положения меморандума станет Роскомнадзор, руководство которого ранее предоставило площадку для обсуждения документа.
По данным источников издания, стороны до последнего вели переговоры о согласовании текста меморандума – итоговую версию текста юристы компаний продолжали согласовывать в ночь на 1 ноября. Так, компания Mail.ru Group дала окончательное согласие подписать документ лишь в среду, а ее согласие было условием подписания меморандума представителями "Яндекса".
Согласно условиям документа, на первом этапе подписавшие его компании создадут реестр ссылок на нелегальный контент. Поисковики должны будут проверять эту базу каждые пять минут и удалять из выдачи ссылки из нее в течение шести часов после их размещения. Тот же принцип уже реализован в реестрах запрещенных сайтов которые ведет Роскомнадзор, однако оператором нового реестра станет выбранная правообладателями организация, ее название в документе не указано. Поскольку создание реестра займет определенное время, компании договорились о о переходном периоде: механизм удаления ссылок начнет действовать через три недели после подписания меморандума, а первые полгода заменой реестру станет простая онлайн-таблица, проверять которую поисковикам нужно будет раз в час.
На будущего оператора реестра будет возложена обязанность по проверки правомочности и актуальности присланных правообладателями ссылок. При этом сами правообладатели будут нести ответственность за достоверность указанных сведений. Так, если окажется, что добавивший ссылку правообладатель не владеет всеми правами на этот контент, ему придется компенсировать поисковикам потенциальные убытки от удаления ссылки из выдачи.
Наконец, буквально в последний момент в текст меморандума по требованию Mail.ru Group был внесен пункт, согласно которому возможность удаления ссылок будет доступна для создателей контента, которые не входят в подписавшие документ ассоциации. Для этого интернет-компании взяли на себя обязательство параллельно с реестром создать у себя на сайтах специальную форму для прямого обращения правообладателей.
Подписавшие меморандум компании обещают не обращаться в суд против друг друга по вопросам, связанным с авторскими правами – споры между ними будет разрешать Роскомнадзор. Если же ведомству не удастся разрешить конфликт, стороны получат право обратиться в суд. В то же время обращение правообладателя в суд в обход ведомства даст интернет-компаниям право выйти из соглашения.
По словам источников "Ведомостей", меморандум во многом аналогичен действующему в США Digital Millenium Copyright Act (DMCA), на основании которого ссылки из поисковой выдачи удаляет Google. Ранее правообладатели приводили DMCA как пример для российских поисковиков.
Как передает ТАСС, антипиратский меморандум будет действовать до 1 сентября 2019 года, если к этому сроку не будет принят соответствующий закон. В "Яндексе" в связи с этим отметили, что принципы подписанного меморандума необходимо закрепить в законодательстве, чтобы они заработали в полную силу.
Напомним, подписанный документ представляет собой обновленную версию меморандума, который правообладатели ранее предложили подписать "Яндексу", но получили отказ и обвинили поисковик в содействии пиратам. К обсуждению меморандума стороны вернулись в сентябре в связи с тяжбой между "Яндексом" и телеканалами "Газпром-Медиа" из-за распространяемых поисковиком ссылок на пиратский контент.