1 июля 2017 года в силу вступили одобренные ранее Госдумой поправки в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обязывающие Роскомнадзор вести учет аудиовизуальных сервисов, ежедневная аудитория которых превышает 100 тыс. человек. Кроме того, ведомство должно следить за тем, чтобы размещаемый на таких сервисах контент соответствовал законодательству.

Однако за 13 с лишним месяцев новый закон так и не начал действовать, пишет РБК. Как говорится в ответе Роскомнадзора на запрос журналистов, ведомство не ведет реестр онлайн-кинотеатров, хотя в наличии имеется необходимая для этого инфраструктура. Это связано с тем, что прописанное в законе ограничение иностранного капитала в структуре собственности онлайн-кинотеатров также пока существует только на бумаге.

Согласно поправкам, доля иностранцев может превышать 20% в капитале сервиса только по согласованию со специально созданной правительственной комиссией, а следить за исполнением этих норм должен Роскомнадзор, который может ограничить доступ к ресурсу, если будет установлено, что структура собственности нарушает закон. Однако воспользоваться этим правом Роскомнадзор до сих пор не может, поскольку в законе прописано, что положение о правительственной комиссии должно разработать Минкомсвязи, а нужные правовые акты до сих пор не приняты.

Как пояснили в Роскомнадзоре, ведение реестра онлайн-кинотеатров при отсутствии указанных актов может привести к созданию неравных условий для российских и иностранных участников рынка.

По данным ЕГРЮЛ, учредителями трех крупнейших по выручке российских онлайн-кинотеатров (ivi, Okko и Megogo) являются кипрские компании. По словам заместителя гендиректора по правовым вопросам ivi.ru компания не получала никаких запросов от Роскомнадзора о структуре собственников. При этом он уточнил, что сервис готов предоставить правительственной комиссии подтверждения того, что кипрский учредитель является всего лишь финансовым инвестором компании.

В свою очередь, гендиректор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий отметил, что закон касается сервисов с большим числом интернет-пользователей, в то время как основная аудитория Okko приходится на Smart TV и мобильное приложение. Наконец, глава сервиса Megogo Виктор Чеканов заявил, что структура собственности компании не противоречит российскому законодательству.