www.coe.int
 
 
 

Международная правозащитная группа "Агора", компания Telegram Messenger LLP и Объединение альтернативных операторов связи направили в Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) меморандум, в котором утверждается, что российские власти не только не исполняют решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое по делу "Роман Захаров против России", но и, напротив, предприняли ряд шагов, направленных на серьезное ограничение права на уважение частной жизни и тайну переписки, распространив систему постоянного прямого контроля телефонных переговоров на все интернет-коммуникации.

Как напоминают "Ведомости", речь идет об иске, поданном в ЕСПЧ руководителем центра Фонда защиты гласности в Санкт-Петербурге Романом Захаровым. Он пожаловался на то, что российское законодательство обязывает мобильных операторов устанавливать техническое оборудование для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи (так называемая СОРМ-2). В 2015 году ЕСПЧ пришел к выводу, что российские законы не защищают граждан от несанкционированной прослушки, но с тех пор, по мнению авторов меморандума, власти страны так и не пересмотрели систему допуска спецслужб к переговорам граждан.

"Создание новых механизмов хранения, обработки и перехвата всех видов интернет-трафика в рамках СОРМ, "пакета Яровой" и сопутствующих им нормативных правовых актов, предпринятое российскими властями в последние годы, представляет собой дальнейшее развитие системы неизбирательной и неподконтрольной обществу массовой слежки, что прямо противоречит как международному праву в целом, так и постановлению ЕСПЧ по делу "Роман Захаров против России", – говорится в меморандуме.

Telegram и провайдеры просят КМСЕ обратить внимание российских властей на необходимость отмены "пакета Яровой" и необходимость усиления ответственности операторов связи и интернет-сервисов за соблюдение прав человека. Также в меморандуме говорится о законодательном закреплении обязанности для компаний публиковать развернутые отчеты о количествах обращениях государственных органов и частных лиц, связанных с ограничением доступа к контенту, а также о количествах запросов со стороны государственных органов на раскрытие пользовательской информации.

Помимо этого, авторы меморандума просят указать на необходимость отказаться от технологии перехвата, позволяющей правоохранителям иметь постоянный прямой доступ ко всем телефонным переговорам и интернет-коммуникациям всех пользователей, а также принять поправки, на основе которых доступ к переписке будет предоставляться операторами только на основании судебного решения. Наконец, в обращении говорится о необходимости сформулировать требование об обязательном предварительном публичном обсуждении всех принимаемых норм, ограничивающих цифровые права граждан.

Летом этого года правительство РФ направило в КМСЕ план исполнения постановления ЕСПЧ, но в нем перечислены лишь незначительные поправки в законодательство, которые не предусматривают исправления фундаментальных недостатков, отмеченных ЕСПЧ, включая наличие технической возможности перехватывать любые сообщения без получения предварительного судебного разрешения.

Однако в Минюсте отметили, что отчет о ходе исполнения решения ЕСПЧ был рассмотрен на заседании КМСЕ в сентябре, и предпринятые властями шаги были оценены положительно. "Российским властям предложено информировать комитет об их дальнейшей практической реализации, в том числе о работе по внесению в законодательство изменений с учетом правовых позиций ЕСПЧ", – сообщили в пресс-службе ведомства.

Как отметил руководитель "Агоры" Павел Чиков, решение по делу Захарова считается неисполненным и именно поэтому оно было передано в КМСЕ для запуска процедуры взаимодействия с российскими властями. Смысл направленного в КМСЕ меморандума, по словам Чикова, заключается в том, чтобы оказать на правительство РФ дополнительное давление. Правозащитник надеется, что властям придется ответить на поставленные в меморандуме вопросы.